• Николай
  • 5 мин. чтения
  • Статьи

ЕГЭ по биологии – 2021: к чему и как готовиться?

Что изменится?

Первый вопрос, который стоит задать, существуют ли какие-то изменения в ЕГЭ-2021 и что нужно предусмотреть заранее? Для того чтобы на него ответить, обратимся к документам, опубликованным ФГБНУ «ФИПИ»:

Существенных изменений ни в содержании, ни в структуре КИМ в этом году нет. Содержание представлено по-прежнему семью блоками. Распределение заданий в этих блоках также не изменилось. Все содержательные блоки паритетны по своей значимости. Единственное изменение — увеличение времени работы на экзамене на 25 минут.

Но несмотря на то, что формально изменений спецификация не показывает, фактически увеличен объем содержания и сложность заданий — это касается заданий и первой, и, в особенности, второй части.

К чему готовиться?

Во-первых, к освоению полного объема знаний. Ученикам важно уметь их применить в новой ситуации.

«Готовиться, прежде всего, нужно к тому, чтобы дети освоили полный объем знаний по всем разделам биологии. В большом темном помещении у нас всегда с собой должен быть фонарик, чтобы рассмотреть самые дальние уголки и мельчайшие детали — все должно быть в поле зрения ученика».

Во-вторых, — к освоению умения интегрировать знания, использовать межпредметные связи.

В третьих, важно освоить умение многоаспектного рассмотрения объектов и процессов (структурно-функциональный, эволюционный, экологический).

В-четвертых, необходимо понимать алгоритмы выполнения заданий разного вида.

В-пятых, нужно изучить требования к оцениванию разных заданий.

Задания линии 25 (ботаника, зоология, человек и его здоровье)

Пример 1 и комментарии

Содержание задания, представленного ниже, касается циклов развития растений, которые изучаются в основной школе — в разных УМК в разные годы обучения. Но в основной школе минимизирована терминология этой темы и сращивание ботанического содержания с элементами общей биологии проходит на старшей ступени обучения и практически за рамками урока.

Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните ее.


Элементы ответа:


1) пыльцевое зерно (пылинка);


2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);

3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия.

  

В чем сложность задания? Ребенку недостаточно описать строение пыльцы и недостаточно ответить, что пыльца участвует в опылении. Здесь нужно использовать структурно-функциональный подход и выстроить причинно-следственную связь между всеми компонентами мужского гаметофита и их долей участия в процессе размножения.

Сама формулировка вопроса в этом задании, конечно, не очень точна. Ребенку было бы легче ответить на этот вопрос, если бы второй вопрос звучал примерно так: «укажите роль всех компонентов мужского гаметофита в процессе размножения растений».

Надо сказать, что задание оценивается очень жестко. Для максимального количества баллов — 3-х — недостаточно одного, двух или даже трех правильных ответов. Максимальный балл можно получить только за четыре—пять правильных ответов.

В новых эталонах, по которым работают эксперты, в скобках приводятся допустимые варианты одного ответа. В частности, пыльцевое зерно можно назвать пылинкой (но не пыльцой). Как подготовить к этому детей? Они, конечно, обязательно должны освоить биологические синонимы.

Пример 2 и комментарии

Следующее задание линии 25 — из раздела «Человек и его здоровье». Объем задания расширяется за счет двух тем — «Обмен веществ» и «Система органов человека». Но помимо внутрипредметной интеграции присутствует и межпредметная связь с химией, потому что тут необходимо помнить о биохимических процессах, которые протекают в мышцах.

Нельзя сказать, что это задание лежит за рамками программы, но совершенно точно оно дает некий эффект новизны и погружает ребенка в ситуацию, где нужно объединить полученные в школе знания.

Известно, что уровень глюкозы в крови взрослого человека в норме составляет 4,1 — 5,9 ммоль/л. На концентрацию глюкозы влияет ряд органов, например промежуточный мозг, надпочечники, двуглавая мышца плеча. Используя знания о функциях этих органов, объясните их роль в регуляции концентрации уровня глюкозы.


Элементы ответа:


1) Промежуточный мозг (гипоталамус) с помощью нейронов-рецепторов определяет концентрацию глюкозы в крови;

2) Промежуточный мозг (гипоталамус и гипофиз) осуществляет нейрогуморальную регуляцию уровня глюкозы в крови;
3) Надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает распад гликогена до глюкозы;
4) Двуглавая мышца плеча во время работы потребляет глюкозу, понижая ее концентрацию в крови;
5) Двуглавая мышца плеча синтезирует гликоген из глюкозы, понижая концентрацию глюкозы в крови.

Задание тоже оценивается жестко — максимально за четыре-пять элементов ответа — 3 балла, за один-три правильных ответа — 2 балла.

Обратите внимание, что в последние годы в очень многих критериях появляется замечание: За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл. ЕГЭ, к сожалению, не прощает оплошностей, и к этому тоже очень важно подготовить детей.

Биология. 10 класс. Углубленный уровень
Учебник для 10 класса начинает переработанную и обновленную известную линию УМК по биологии (углубленный уровень) и соответствует требованиям основной образовательной программы, размещенной на сайте www.fgosreestr.ru, отвечает базисному учебному плану по биологии и авторской рабочей программе.

Купить

Задания линии 26

Пример 1 и комментарии

Анализ хода, сопоставление фактов или результатов эксперимента, выдвижение гипотез, приведение доказательств — это та ситуация, в которую погружает ребят задание линии 26. Такой подход, несомненно, усложняет задание.

Это, традиционно, блок по эволюции и экологии. Содержание его расширяется за счет элементов зоологических знаний и наблюдения за видами. Здесь нужно хорошо знать понятие конкурентного исключения, которое синонимируется с понятием экологической ниши. Подразумевается совокупность ресурсов в биоценозе, которыми пользуется определенный вид. А мы знаем, что, как правило, несколько видов не могут существовать на уровне одной экологической ниши.

Отечественный ученый Г.Ф. Гаузе провел ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты? Поясните эти закономерности.


Элементы ответа:


1) явление межвидовой конкуренции (конкурентного исключения, межвидовой борьбы за существование);

2) два вида не могут занимать одну экологическую нишу;
3) так как используют один и тот же жизненно важный ресурс (пищевой);
4) близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе;
5) если близкие виды используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу)


За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл.

Ответ, который не относится к заданию, снова будет жестко рассматриваться экспертами.

Пример 2 и комментарии

Расширение объема содержания задания происходит за счет дополнительной (справочной) информации, которую необходимо проанализировать. И здесь мы снова видим внутрипредметную интеграцию и элементы общей биологии.

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими К-стратегами являются слоны. За счѐт каких особенностей размножения и поведения им удаѐтся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ аргументируйте.


Элементы ответа:


1) Малое количество детенышей в помете (обычно один детеныш);

2) Небольшое количество потомков снижает между ними конкуренцию за ресурсы; 3) Длительная беременность;
4) При длительном вынашивании детеныши рождаются хорошо сформированными (адаптированными к условиям среды);
5) Забота о потомстве;

6) Защита детенышей родителями и забота о них обеспечивают высокую выживаемость потомства.

Система оценивания задания сложная: за пять-шесть правильных ответов — 3 балла, за четыре правильных ответа — 2 балла, за три — 1 балл.

Задание линии 27

Пример и комментарии

Введение принципа антипараллельности при матричном синтезе, поиск отдельных кодонов, триплетов ДНК, обратная транскрипция — все эти элементы усложнили задания линии 27 в последние годы.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:


5’-ЦГАТАТЦГАТТТАГА-3’ 3’-ГЦТАТАГЦТАААТЦТ-5’ Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида Арг.


Объясните ваше решение. Укажите последовательность фрагмента молекулы РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК.


Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Послабление в системе оценивания в этом году — разработчики в эталонах указали, что если ребенок не прописал концы для кодонов иРНК и триплетов ДНК, то такие ответы тоже принимаются. Однако мы все понимаем, что если не учитывать антипараллельность при решении задач, то в отсутствии цифр ответы ученика могут быть иными.

За выполнение задания можно получить максимум 3 балла — если ответ включает в себя все элементы (всего их пять), 2 балла — за четыре элемента и 1 балл — за два-три. При этом в ответе не должно быть биологических ошибок. И снова важно дать наиболее исчерпывающий, логически последовательный ответ.

Биология. 11 класс. Углубленный уровень
Учебник для 11 класса завершает переработанную и обновленную известную линию УМК по биологии (углубленный уровень) и соответствует требованиям основной образовательной программы, размещенной на сайте www.fgosreestr.ru, отвечает базисному учебному плану по биологии и авторской рабочей программе. Линия создана авторским коллективом Сибирского отделения РАН под ред. Шумного В.К. и Дымшица Г.М. Курс построен по принципу уровневой организации жизни.

Купить

Задание линии 28

Пример и комментарии

У человека между аллелями генов отсутствия потовых желез и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца — отсутствия потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.


Схема решения задачи включает:

В чем особенности этой задачи, которая и без того является одной из самых сложных? Во-первых, объем. Нужно анализировать большое количество потомков. Присутствует и внутрипредметная интеграция, но мы уже, в общем-то, привыкли решать комбинированные задачи. Еще из особенностей: здесь не прописан тип наследования, но мы с вами уже умеем его определять. Основная сложность и новизна задания — элемент внутритематической интеграции — здесь дано сцепленное наследование при сцеплении признаков с гомологичными X-хромосомами.

И кстати, эта задача, как не удивительно, не лежит за рамками школьной программы по биологии. Просто в школе при рассмотрении сцепленного наследования мы обычно решаем более простые задачи, ограничиваясь узкой ориентировочной содержательной основой.

«Не пугайтесь нового. Как правило, усложнение, которое мы воспринимаем как выход за пределы школьной программы, — это не что иное, как помещение привычного знания в новую ситуацию, которая начинает рассматриваться как нечто новое — то, чего не было в программе».

Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 класс. Углубленный уровень
Предлагаемый сборник задач и упражнений по биологии для 10–11 классов ориентирован на школьников, которые изучают биологию на углублённом уровне. В нём собраны задания различного уровня сложности — базового, повышенного и олимпиадного. При этом задания базового уровня сложности могут относиться к разным типам: с выбором ответа и с развёрнутым ответом.

Купить

Разделы биологии для подробного изучения

Важно понимать, что при подготовке к ЕГЭ в каждом курсе биологии необходимо реализовать структурно-функциональный, эволюционный и экологический подходы.

Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники (не менее 9-10 заданий)

  • Клетки: строение в сравнении
  • Растительные ткани: строение функции
  • Органы растений: строение функции
  • Процессы жизнедеятельности растений (механизмы)
  • Классификация растений
  • Адаптация к условиям среды, значение

Животные (не менее 9-10 заданий)

  • Классификация животных
  • Характеристики типов и классов
  • Строение и жизнедеятельность представителей
  • Усложнение в процессе эволюции
  • Адаптация к условиям среды, значение

Человек (не менее 9-10 заданий)

  • Ткани: строение функции
  • Органы и системы органов: строение функции
  • Процессы жизнедеятельности: какими органами и системами органов обеспечиваются, механизм, включая нервно-гуморальную регуляцию
  • Положение человека в системе органического мира

Общая биология (до 20 заданий)

  • Клетка
  • Организм
  • Вид/популяция
  • Биогеоценоз
  • Биосфера
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest