• Николай
  • 2 мин. чтения
  • Статьи

Информационные технологии в преподавании биологии

«Убери телефон!» Или оставь? – Как работать с детьми нового поколения

На сегодняшний день в сфере IT можно выделить два поколения пользователей: цифровые иммигранты и цифровые аборигены. К какой категории относятся учителя? Увы, правильный ответ: к иммигрантам, поскольку компьютерные сервисы пришли в жизнь современных педагогов не сразу. А вот для учеников «цифра» — их естественная среда обитания, знакомая зачастую с первых лет жизни.

Цифровые аборигены привыкли получать информацию мультимедийно и через гиперссылки. Обилие разнообразных данных, требующих обработки, привело к многозадачности, то есть для учеников в порядке вещей делать домашнее задание и в это же время переписываться с одноклассником, другом. Большие объемы информации также сформировали склонность к интуитивному обучению. Все эти особенности детей можно использовать во благо, тем более что именно они способствуют развитию небезызвестных метапредметных компетенций.

Хорошая новость: многие учителя уже сейчас практикуют дидактическую инженерию, за которой будущее образования. Как обозначил профессор Мурат Чошанов (автор книг об обучении с использованием новых технологий), дидактическая инженерия предполагает анализ, проектирование, конструирование и применение дидактических систем и объектов для достижения необходимых результатов. Этим и занимаемся: подготовку современного урока уже сложно представить без перечисленных действий. Остается разобраться, какими именно системами и объектами лучше пользоваться. Вариантов очень много, и специалисты стараются их структурировать, чтобы учителя не тратили драгоценное время на изучение ненужных им приложений и сайтов.

Педагогическое колесо Аллана Каррингтона

Приведем один из популярных примеров структурирования. На основе знаменитой педагогической таксономии Б. Блума австралиец Аллан Каррингтон (университет Аделаиды) создал собственное педагогическое колесо, в котором отразил основные учебные задачи и пути их решения.

Колесо разделено на цели: запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание. К каждой цели прописаны глаголы действия, виды деятельности и — соответствующие сервисы. Скачать «Колесо» с активными ссылками вы можете здесь.

Биология в таблицах. 6-11 класс. Справочное пособие

В издание включены таблицы и схемы, в которых в сжатой и лаконичной форме изложены сведения по биологии в объёме, соответствующем школьной программе. Весь материал расположен сообразно уровням организации жизни на Земле. Пособие можно рассматривать как один из вариантов систематизации биологических знаний. Может быть использовано учителями, учащимися при самостоятельной работе на уроке и дома, а также абитуриентами и студентами начальных курсов.

Купить

Популярные ресурсы

Представляем вашему вниманию зарекомендовавшие себя цифровые ресурсы для инжиниринга урока биологии.

PLICKERS — сервис для проведения мониторинга через карточки и смартфон. Карточками школьники показывают свои варианты ответов, а преподаватель «считывает» их камерой через приложение. Задания и результаты можно выводить на интерактивную доску. Технология помогает оперативно провести опрос в начале или в конце урока, организовать тест и быстро получить статистику по ответам.

ЯКласс — цифровой образовательный ресурс от «Сколково» для учителей, школьников и родителей. Сайт содержит обширный банк заданий, а также формы для создания и загрузки собственных проверочных работ. Мотивацию учеников повышает соревновательный компонент.

LearningApps — сервис для создания интерактивных заданий, которые легко включать в различные цифровые разработки педагога. На сайте реализована возможность создавать свои «виртуальные классы», чтобы получать статистику по ученикам.

Office365 — набор универсальных веб-сервисов. Их можно использовать для решения различных образовательных задач: например, простой «Блокнот», если открыть к нему доступ ученикам, помогает организовать ведение проектов.

QR-код — технология, которая широко используется в образовании, в том числе для проведения QR-квестов. Она позволяет зашифровать в простой значок большие объемы информации: в том числе задания, видеоролики, фотографии и другие материалы.

Пример: как провести QR-квест по биологии

1. Подготовьте 7 заданий и «зашифруйте» каждое из них в QR-код через один из специальных генераторов (например, 
QR Coder).

Вариант задания:Мужчина с дальтонизмом и гемофилией женился на женщине, у отца которой была гемофилия, а у матери — дальтонизм. Определите вероятность того, что в данной семье родятся дети с двумя этими болезнями.

2. Подготовьте общедоступный документ «Генетический QR-квест», в котором будут прописаны этапы мероприятия, правила квеста, инструкция.

3. Расклейте распечатанные QR-коды по школе (на стенды, двери).

4. Пусть ученики параллели разделятся на команды и выберут капитанов.

5. Пусть команды протестируют свои планшеты и смартфоны с QR-ридерами. У каждой команды должно быть хотя бы одно такое устройство.

6. Раздайте рабочие листы для занесения ответов на зашифрованные вопросы.

7. Объявите участникам, что в школе спрятано 7 QR-кодов с вопросами. Все их нужно отыскать и отсканировать (расшифровать), ответы на вопросы необходимо внести в рабочий лист.

8. На выполнение квеста дается один час.

9. Соберите рабочие листы с ответами и подсчитайте результаты. Правильный ответ без решения — 1 балл, правильный ответ с решением — 2 балла, допустимы бонусные баллы (например, за скорость).

10. Подведите итоги.

Когда ученик получает знание через действие, он усваивает это знание на всю жизнь, поэтому QR-квесты и другие активности, связанные с использованием новых информационных технологий, обеспечивают повышения уровня знаний по биологии и другим предметам.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest