• Николай
  • 2 мин. чтения
  • Статьи

Зачем нужен иммунитет, и как он работает? Тема для проектной деятельности

Что такое иммунитет?


Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского immunitas, что значит «избавление от чего-либо».

Виды иммунитета

Различают клеточный иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки, например фагоциты, и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител, доставляемых кровью. Клеточный иммунитет был открыт И.И. Мечниковым, а гуморальный — П. Эрлихом. Нобелевская премия была присуждена им обоим.

Иммунитет может быть видовым (человек не болеет чумкой собак). К некоторым чужеродным телам иммунитет бывает наследственным (врождённым), к другим он появляется после того, как антиген будет выявлен и опознан, а затем обезврежен (приобретённый иммунитет).

Как работает иммунитет нашего организма?

Врождённая иммунная система обладает широким арсеналом для встречи и борьбы с вредными вирусами. Постараемся объяснить это “на пальцах”:

  • Фагоциты – например, макрофаги, которые “съедают” бактерии. 
  • Система комплемента – сложный комплекс из белковых молекул, которые умеют разрушать бактерии. 
  • Натуральные киллеры (NK-cell) – те самые лимфоциты, которые могу ввести в бактерию разрушающие ее вещества.
  • Цитокины – сигнальные белковые модекулы, которые передают информацию о воспалении или инфекции в организме.
  • Антигенпрезентующие клетки (APC) – эти клетки умеют “выставлять наружу” пептиды, которые являются частью вируса или бактерии. Иными словами, это дружинники, которые показывают полиции нарушителя! APC – это связующее звено между двумя иммунными подсистемами, о второй из которых ниже.

Адаптивная иммунная система работает медленнее и сложнее. Но так же слаженно и хорошо!

В самом начале те самые антигенпрезентующие клетки (АРС) отправляются с кусочком патогена в лимфоузлы, где им навстречу идут Т-лимфоциты. При встрече выясняется, что принесенный АРС образец не является здоровой и родной частью организма, а потому Т-лимфоциты переходят в состояние боевой готовности, превращаясь:

1. В Т-киллера, который способен уничтожить нездоровые клетки организма.
2. В Т-хелпера, который активирует B-лимфоциты. Вообще эти лифмоциты умеют производить более 100 миллионов видов антител, потому наш организм и может справиться с огромным количеством патогенов. Но вот если вирус мутировал, к примеру, и появился новый вид ОРВИ, то иммунная система уже не сможет быстро ничего с этим поделать. Почему? Потому что организм начнет всю работу заново, когда встретится с новым подвидом агрессора. Зато сказать спасибо за то, что мы не болеем одним гриппом дважды за сезон, надо именно В-лимфоцитам.

Активация В-лимфоцитов: часть клеток превращается в в плазматические клетки, способные к продукции антител, другие становятся клетками памяти. Скачать инфографику можно в конце статьи. 

Что происходит, если организм сталкивается со знакомым патогеном?

За это тоже отвечают чудесные B-лимфоциты. Оказываются, они умеют вырабатывать не только антитела, но и превращаться в клетки памяти. Эти клетки несут на своего поверхности рецепторы, распознающие конкретный антиген, и живут они довольно долго, так что переживать не стоит. 

Итак, представим, что в организм попал патоген, который уже атаковал организм. При прошлой встрече с вирусом необходимые антитела появились в достаточном количестве через две недели. Теперь же АРС показывает уже знакомый ей патоген клетке памяти, та волнуется, активируется и начинает производить антитела в ускоренном режиме – в 100 раз быстрее! В итоге уже через пару дней ваш организм готов к борьбе с захватчиком. 

Зачем нужны прививки?

Причиной очень многих заболеваний являются болезнетворные микробы. Болезни, ими вызванные, могут захватить целые страны и области — подобные случаи, которых в истории человечества множество, называются эпидемиями.
Кто же доказал, что в корне заболевай лежат вредные микробы, а не проклятие, насланное врагами или колдунами (мы не шутим, подобное объяснение было самым популярным в Средние века)? Причастность микробов к заразным заболеваниям доказал француз Луи Пастер.

Именно этот ученый доказал, что специально зараженный ослабленными микробами человек в будущем уже серьезно не заболеет. Его антитела и лейкоциты справятся с бактериями с помощью выработанного иммунитета.

Пастер предложил не только эту бесконечно важную для медицины идею, но и разработал вакцины от различных болезней. Самым ярким примером будет вакцина против бешенства. Вирус бешенства, которым болеют многие животные, опасен и для человека, потому уколы от бешенства после укуса даже приятной на вид уличной собаки обязательны. Вирус бешенства поражает нервную систему и приводит к судорогам глотки и параличу дыхательных мышц или к прекращению сердечной деятельности.

Что происходит, когда человеку делают прививку?

Если человек здоров, ему вводят вакцину (ослабленному организму делать прививку нельзя, так как даже малое количество болезнетворных бактерий может спровоцировать болезнь). Вакцина содержит ослабленные микробы или их яды, которые, попадая в организм, вызывают иммунную реакцию. В итоге человек получает иммунитет от болезни, которую ему привили.

Таблица «Виды иммунитета». Источник: Учебник по биологии, 9 класс. Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9)

Прививки и виды иммунитета

  • Иммунитет, имеющийся или самовозникающий у человека, называют естественным.
  • Иммунитет, полученный путём использования медицинских средств, называют искусственным.

Создание искусственного иммунитета нашло широкое распространение во всём мире и только. Отказ от прививок в нашей стране, к сожалению, законен, но подобное поведение — нерационально, абсолютно ненаучно и опасно!

Темы для докладов и проектной деятельности по биологии. Раздел «Иммунитет»

Хотите узнать больше о проектной деятельности в школе? Тогда воспользуйтесь нашей рубрикой “Проектная деятельность в школе”: ищите ее наших социальных сетях!

  • виды проектов;
  • этапы проектной деятельности в школе;
  • как формулировать гипотезу?
  • результаты проектной деятельности в школе;
  • и т.д.

1. Зачем человеку нужен иммунитет?
2. Открытие Луи Пастера: в мастерской исследователя
3. Работы английского врача Э.Дженнера: кто вдохновил Пастера?
4. Самые опасные эпидемии в истории: что могло помочь их избежать?
5. Прививки в раннем детстве: к чему может привести их отсутствие?
6. Как укреплять свою иммунную систему?
7. Заболевания иммунной системы: причины и последствия.
8. Приключения Т-лимфоцитов (творческое задание: написать рассказ от имени защитников организма)

Понравился материал? Посмотри учебники УМК Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9)»

ЭФУ “Биология, 9 класс” уже сейчас можно бесплатно добавить себе в личный кабинет на платформе LECTA (промокод — 5books).   

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest