• Николай
  • 5 мин. чтения
  • Статьи

ЕГЭ-2020 по биологии. Подготовка к экзамену

Новое в критериях оценивания

Задание 22 −2 элемента ответа
Задание 23 −3 −4 элемента ответа
Задание 24 —3 элемента ответа
Задание 25 —3 —4 элемента ответа
Задание 26 —до 6 элементов ответа (ответ должен включать от 3-х до 4 х элементов)
Задание 27 —до 4-х элементов ответа
Задание 28 —3 элемента ответа

Подход к оцениванию:
1 элемент ответа без ошибок —один балл.
Пример: В ответе 4 элемента.

Антипараллельность ДНК. Задание 27

Полезно послушать лекции Игоря Леонидовича Окштейна — блистательного преподавателя, хорошего молекулярного биолога. Очень доходчиво и внятно он объясняет этот материал. И еще. независимо от того, как изменятся задания, можно всегда взять сборник Рохлова «30 вариантов ЕГЭ» и прорешать все задачи на антипараллельность, проанализировать эталоны ответов и научить детей их решать.

Задача изменилась только на 2 элемента:
1) указание антипараллельности цепей ДНК и (5’и 3’концов молекулы)
2) направление прочтения кодонов и антикодонов РНК

Старый вариант записи

ДНК АТГГТТААЦЦТЦТАА
ДНК ТАЦЦААУУГГАЦАУУ
иРНКАУГГУУААЦЦУГУАА
И далее по таблице кода (иРНК)

Новый вариант

Смысловая, кодирующая цепь →
ДНК 5’АТГГТТААЦЦТЦТАА 3’
Матричная, некодирующая цепь ←
ДНК 3’ТАЦЦААУУГГАЦАУУ 5’
иРНК5’АУГГУУААЦЦУГУАА3’ →
Все РНК образуются в последовательности 5’3’
Направление считывания зависит от расположения концов матричной цепи ДНК

Задача из демоверсии

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь смысловая, нижняя – транскрибируемая).

5’-ЦГА-АГГ-ТГА-ЦАА-ТГТ 3’
3’-ГЦТ —ТЦЦ —АЦТ-ГТТ-АЦА-5’

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5’ и 3’ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5’ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5’-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3’;
2) нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК3’;УЦА5’-; по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота -Сер, которую будет переносить данная тРНК.

Задачи на антипараллельность



Что необходимо понимать:

1) Смысловая цепь ДНК всегда начинается 5″ концом и заканчивается 3″ концом при чтении слева направо.
2) Матричная цепь антипараллельна начинается от 3″ конца и заканчивается 5″ концом при чтении слева направо.
3) Внимательнейшим образом необходимо прочитать все задание и вопросы к нему.

Главное предложение: информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту метионин. Кодирует смысловая часть гена, транскрибирует матричная часть гена.

Решение:

1.Синтезируем и-РНК на матричной цепи ДНК
5″УААУГАЦЦ ГЦА УАУ АУЦ ЦАУ3″
2.Ищем по таблице генетического кода триплет, кодирующий аминокислоту МЕТ. АУГ
3.Находим по таблице генетического кода фрагмент белка
Мет-Тре—Ала —Тир —Иле -Гис

Пояснение: описываете то, что вы делаете, т.е. пункты 1,2,3.

В клетку проникла вирусная РНК следующей последовательности 5’-ГЦГ ГАА ААГ ЦГЦ —3’

Определите, какова будет последовательность вирусного белка, если матрицей для синтеза иРНК служит цепь, комплементарная вирусной РНК. Напишите последовательность двуцепочечного фрагмента ДНК, укажите 5 и 3 концы цепей, ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

1. По принципу комплементарности находим нуклеотидную последовательность участка ДНК:
Смысловая цепь 5’ГЦГ ГАА ААГ ЦГЦ 3’
Матричная цепь 3’ЦГЦ ЦТТ ТТЦ ГЦГ 5’
2. иРНКвируса 5’-ГЦГ ГАА ААГ ЦГЦ —3’
3. По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот в вирусном белке
Ала —Глу-Лиз —Арг.

Комментарий: Не очень понятно, почему нельзя было найти фрагмент белка сразу, если ясно, что эта иРНК и будет кодировать белок.

ЕГЭ-2020. Биология. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов
Пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Серия подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. В сборнике представлены:

  • 30 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ЕГЭ по биологии 2020 года;
  • инструкция по выполнению экзаменационной работы;
  • ответы ко всем заданиям;
  • критерии оценивания.

Купить

Задание на анализ условия

У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов. В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом получились две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

В задачах, где не сказано, какой ген доминирует, а какой рецессивен, и, кроме того, затрагивается летальность, прежде чем составлять схему задания, нужно уметь анализировать задачу: определить, какие гены доминантны, какие рецессивны, а также определить генотипы, фенотипы родителей и т.д.

Схема решения задачи включает:

1) P ♀AaBb×♂AaBb хохлатые с нормальным оперением хохлатые с нормальным оперением G AB, Ab, aB, abAB, Ab, aB, ab
F 1 1 аabb — без хохолка с шелковистым оперением;
6 (2AaBВ, 4АаВb) — хохлатые с нормальным оперением;
2Aabb — хохлатые с шелковистым оперением; 3 (1ааВВ, 2ааВb) — без хохолка с нормальным оперением;

2) P ♀AaBВ×♂AaBВ
G AB, aB, AB, aB
F 1
2 АаВВ — хохлатые с нормальным оперением;
1 ааВВ — без хохолка с нормальным оперением;

3) в первом скрещивании фенотипическое расщепление —1:6:2:3, так как особи с генотипами ААВВ, ААBb, ААbb погибают; во втором скрещивании фенотипическое расщепление — 2:1, так как особи с генотипом AAВВ погибают на эмбриональной стадии (допускается иная генетическая символика).

Линия 9 −10

Слабо сформированными оказалось знание растительных тканей и умение сопоставлять их признаки (13% выполнения), определять по рисунку представителей плоских червей и соотносить с их характеристиками (22,2% выполнения). Приведем примеры заданий с наименьшими результатами выполнения.
Установите соответствие между структурами и видами тканей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выполнение – 12,6%.

Линия 11. Задания на последовательность

Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Мятлик луговой;
2) Мятлик;
3) Покрытосеменные;
4) Однодольные;
5) Растения;
6) Злаковые.

Комментарий: Задание на воспроизведение знаний последовательности таксонов. Требует запоминания и знания соподчиненности таксономических единиц. Запоминается по алгоритму. Введен таксон «порядок», например здесь: «злакоцветные».

Линия 12. Задания с рисунком


Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

1) наружный слуховой проход;
2) барабанная перепонка;
3) слуховой нерв;
4) стремя;
5) полукружный канал;
6) улитка.

Комментарий:

Необходимо применить умения:

  • внимательное чтение задания,
  • анализ изображения,
  • умение осуществлять выбор объекта на основе имеющихся знаний.

Линия 14. Последовательность физиологических процессов

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) поступление желчи в двенадцатиперстную кишку;
2) расщепление белков под действием пепсина;
3) начало расщепления крахмала;
4) всасывание жиров в лимфу.

Комментарий: 

Задание требует применения знаний по образцу.

Логика рассуждений:

Что расщепляется сначала — крахмал или белки?

  • Крахмал под действием слюны.
  • Затем пища поступает в желудок и подвергается действию пепсина.
  • Жиры всасываются в тонкой кишке, но только после эмульгирования, значит сначала двенадцатиперстная кишка, потом всасывание липидов и, наконец, толстая кишка.

Ответ: 3 2 1 4 5

Линия 21. Работа с графиками, диаграммами, таблицами

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.


Скорость размножения бактерий:

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды;
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии;
3) зависит от генетической программы организма;
4) повышается при температуре 20–36 °С;
5) уменьшается при температуре выше 36 °С.

Задание, которое выполняется достаточно успешно, однако анализ дистракторов бывает затруднен. Следовательно, необходимо учить внимательному чтению задания, тщательному анализу вопросов к нему и соотнесению ответа с содержанием графика или таблицы. Это метапредметные умения.

Линия 22

1. Замораживание ферментов, в отличие от действия высоких температур, не приводит к потере активности ферментов в нормальных условиях. Чем это объясняется?

Элементы ответа:

1) ферменты являются белками, поэтому нагревание приводит к их необратимой денатурации и потере активности;
2) низкие температуры вызывают обратимую денатурацию белков, и в нормальных условиях они восстанавливают свою структуру и активность.
2. Что узнают генетики, подсчитывая число телец Барра в клетках человека? Какой метод исследования ими применяется?

Элементы правильного ответа:

1) по количеству телец Барра можно диагностировать геномные мутации — например, трисомии, по Х-хромосомам (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера): в кариотипе женщин телец Барравсегда на одну меньше, чем Х-хромосом;

2) используется цитогенетический метод.

 1. Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий. Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) грипп вызывается вирусом, а дизентерия — амёбами (одноклеточными животными, простейшими);
2) на них данный препарат (антибиотик) не подействует, поскольку они не имеют клеточной стенки из муреина.

Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С —11%, между генами С и В — 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?

2) 2) за единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера.

Линия 23. Рисунок

На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное имело признаки двух классов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих классов?

Элементы ответа: 1) эра мезозойская, период юрский; 2) с рептилиями животное сближает наличие челюстей с зубами, длинного хвоста из несросшихся позвонков и развитых пальцев с когтями на передних конечностях; 3) с птицами животное сближает наличие перьевого покрова и крыльев.

Линия 24. Текст с ошибками

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

Формируется такое метапредметное умение, как внимательное чтение текста и отбор необходимой для ответа информации.

В том числе требуется не только найти ошибку, но и правильно сформулировать ее исправление, что бывает затруднительно по ряду причин.

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторные вещества —гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы (адреналин) учащает сердечные сокращения.

Линия 25. Анализ эксперимента

В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент —линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

Элементы ответа:

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды —поглощение и транспорт воды.

На самом деле сложность текста не означает сложности задания. Ответ достаточно очевиден и выводится на основании знания механизма транспирации и сравнения площадей поверхности листьев. Это типичная репродукция имеющихся знаний по образцу.

Линия 26

Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Укажите не менее трёх процессов и поясните их.

Задание относительно простое. Необходимо указать функции газов в атмосфере. Однако имеет смысл дать развернутый ответ.

Трудности могут быть с последним пунктом (нитрификация), но это зависит от полноты знаний абитуриента.

Элементы ответа:

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород, и поглощается углекислый газ;
2) при дыхании регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород, и выделяется углекислый газ;
3) в результате азотфиксации бактериями поглощается азот из атмосферы, а в результате денитрификации азот выделяется в атмосферу.

#ADVERTISING_INSERT#

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest